В рамках педагогического совета по теме "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста" в МАДОУ ДС №1 с 03.04.2023 по 06.04.2023 года педагоги представили открытые занятия для коллег с целью анализа системы организации работы по формированию у дошкольников функциональной грамотности. В результате были просмотрены занятия в подготовительной, средних, старших и младшей группах. В ходе анализа были выделены инновационные образовательные технологии, методы и приемы по формированию предпосылок у дошкольников функциональной грамотности, которые применяют воспитатели в ходе образовательной деятельности. Была дана оценка организации педагогом форм деятельности воспитанников в ходе образовательной деятельности.
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
Анализ применений педагогами технологий, которые направлены на развитие функциональной грамотности дошкольников, позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОО условия для эффективной воспитательно- образовательной работы.
Педагоги провели занятия по формированию целостной культуры мира и представили методы и приемы по формированию предпосылок функциональной грамотности дошкольников.
Санюк Лариса Петровна, воспитатель 06 группы (старшей) представила ОД по формированию целостной культуры мира по теме «Мебель».
Давыдова Ольга Анатольевна, воспитатель 07 подготовительной группы провела ОД по формированию целостной картины мира на тему: «Живая и неживая природа». Педагог продемонстрировала методы и приемы работы в парах, задавала задания на развитие критического мышления. Педагог преследовала цели занятия в рамках методической темы «Формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников»: формирования и активизация речи детей, формирование предпосылок естественно-научной и экологической грамотности дошкольников посредством опытов, экспериментов с водой и мелом, прием моделирования, составления информационных знаком по безопасности поведения в лесу, поддерживала детскую инициативу и познавательный интерес на протяжении всего занятия.
Стась Наталья Николаевна. воспитатель 09 группы (старшей) провела ОД по ФЦКМ на тему «Электроприборы». Для привлечения внимания педагог создала проблемную ситуацию, тем самым настроила детей на поиск решения проблемы. На протяжении всего ОД педагог использовал основной метод обучения – игра в разных видах: коммуникативные, речевые, с элементами театрализации «Ток по проводам», подвижные, дидактические. Затронула исторические факты электроприборов.
Марюха Виктория Андреевна, воспитатель 03 группы (средней группы) представила ОД по развитию речи и познавательному развитию «Весна». Педагог применила традиционные приемы и методы по развитию речи (беседа, рассказывание детьми, загадывание загадок, рас-сматривание картин). Положительное в ОД то, что педагог затронула темы для обсуждения регионального компонента «Перелетные птицы Амурской области». Применяла ИКТ - технологии, дети под руководством педагога составляли карту-схему «Признаки весны», такой прием позволяет детям в коллективе внести свои знания в общее дело, способствует активизации мыслительных операций, анализу, рассуждению. ОД было направлено на активизацию речи детей, формированию предпосылок функциональной экологической грамотности дошкольников.
Гурова Татьяна Григорьевна, воспитатель 08 группы (младшей) представила ОД по формированию целостной картины мира. Формирование функциональной грамотности была направлена на активизацию речи детей, социально-коммуникативную грамотность. Педагог использовала элементы технологии развивающего обучения «Коврограф» . Организовала коммуникативные игры, речевые, сюжетно-ролевые игры. Побуждала детей высказываться, дополнять, рассуждать над вопросами проблемного характера. Таким образом, педагогами МАДОУ ДС №1 уделяется время на формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников и.