Версия для слабовидящих
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Развитие ручной моторики

Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

  1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  2. Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
  3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
  4. Складывание из палочек, бусинок геометрических фигур, изображений, букв.
  5. Обведение контуров предметных изображений.
  6. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
  7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.
  8. Наматывание ниток на катушку, клубок.
  9. Застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
  10. Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
  11. Работа с мозаикой.
  12. Игра с крупой, злаковыми и бобовыми– высыпаем все в тарелку и просим ребенка выложить из горошка солнышко или из фасолин какую-либо букву и т.п.!
  13. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  14. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.
  15. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.
  16. С детьми проводятся пальчиковые игры.

 

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук с целью улучшения качества речи:

-Коза (пальцы тренируемой руки зажаты в ку­лак, выпрямляются указательный палец и мизинец)

-Заяц ( пальцы зажаты в кулак, постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки)

-Коза-Заяц (попеременные движения руки)

-Три богатыря(большой палец руки удерживает мизинец, а указательный, средний и безымянный пальцы прямые)

    - Пальчики поздоровались ( кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным)

- Гусь (рука опирается на локоть, пальцы зажаты в ку­лак. Большой и указательный пальцы распрямляются и со­единяются в виде клюва)

-Кольцо(рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак, сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо, остальные пальцы распрям­ляются и разводятся в стороны)

-Птичка (скрещиваются обе руки так, чтоб большие пальцы зацепились друг за друга, выполнять движения кистями рук вверх-вниз, имитируя взмахи крыльев птиц:  быстро-медленно)

-Солдатики(показ пальчиков из кулачка поочерёдно)

-Вилка(большой палец руки загнут в ладонь, а указательный, средний ,безымянный и мизинец  прямые)

-Очки(соединяем большой и указательный пальцы обеих рук и приближаем к глазкам, имитируя очки)

-Кулак-ребро-ладонь (быстрые попеременные движения обеих кистей рук на столе – в кулаке на столе - ладонь стоит ребром –ладонь опущена вниз-лежит на столе)

     -Посолим суп(пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие     движения)

-Захват карандаша большим и указательными пальцами, а также большим и остальными по-очереди

-Катание шарика/грецкого ореха по ладони и между пальчиками;

-Ходьба человечка (указательный и средний пальцы «бе­гают» по столу, сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой,  далее-двумя руками вместе)

 -Игра на рояле (дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1, двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5)

С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры.

«Пальчики»
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
Этот пальчик хочет  спать.      (Загибают мизинец.)    
Этот пальчик лег в кровать.     (Загибают безымянный палей.)
Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)
Этот пальчик уж уснул.            (Загибают указательный палец.)
Этот крепко-крепко спит.         (Загибают большой палец.)
Встали пальчики, ура.                        (Распрямляются пальцы рук.)
В школу нам идти пора.            (Указательный и средний пальцы левой руки 
«бегут» по столу.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

«Этот пальчик…»
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик – дедушка.     (Сгибают большой палец.)
Этот пальчик – бабушка.      (Сгибают указательный палей.)
Этот пальчик – папочка.      (Сгибают средний палец.)
Этот пальчик – мамочка.      (Сгибают безымянный палец.)
Этот пальчик – я.                   (Сгибают мизинец.)
Вот и вся моя семья.              (Разгибают пальцы.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала может определяется темой занятия. Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезывания, лепки) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук.

Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3-5 минут.

    Как проходят занятия с логопедом в детском саду.

В детском саду индивидуальные логопедические занятия начинается с детьми, достигшими 4,5 летнего возраста. Они проводятся 2 раза в неделю по 20 мин. На дом логопед дает задания, которые нужно выполнять каждый день, в целях быстрого улучшения качества речи!  Для этого дома понадобится зеркало, тетрадь для домашних заданий, столик, стульчики для вас и ребенка, хорошее настроение!

Коррекционная логопедическая  работа идет по нескольким направлениям:

  1. Артикуляционная гимнастика (развиваем артикуляционные мышцы в игровой форме)
  2. Логопедический массаж (укрепление/расслабление артикуляционных мышц, улучшение их тактильной чувствительности)
  3. Развитие фонематического восприятия (умение различать и выделять из потока речи заданные звуки)
  4. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза (умение определить позицию звука в слове, их количество, ударный гласный звук, делить слова на слоги и определять количество слов в предложении с помощью схем)
  5. Развитие хорошей сильной, направленной воздушной струи (важно для произнесения многих звуков, в особенности Р, Р’, т.к. воздух помогает образовать вибрацию кончика языка)
  6. Развитие мелкой моторики рук  (Речевые зоны и зоны кистей рук в коре головного мозга взаимосвязаны. Таким образом мы улучшаем качество артикуляционных движений)
  7. Постановка, автоматизация поставленных звуков, их дифференциация с другими схожими по звучанию звуками и введение в речь
  8. Развитие лексической и грамматической сторон речи
  9. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, внимания, памяти

      Логопед, родители и ребенок должны трудиться вместе! Все занятия проводятся в игровой форме, учитывая ведущую деятельность детей-дошкольников – игровую! Давая задания, объясняя что-либо, показывая артикуляционное упражнение важно подкреплять это словесным или зрительным игровым образом, так как интерес и заинтересованность малыша наша задача!

Речь младших дошкольников 

   Если ребенок не правильно произносит звук или несколько звуков (искажает, пропускает или заменяет на другой), то, опираясь, на возрастные нормы и возможные причины(задержка речевого развития, повышенный/пониженный тонус в артикуляционных мышцах, недостаточное фонематическое восприятие, неполный зубной ряд, короткая подьязычная уздечка…) надо своевременно помочь ему овладеть ими! Иногда нарушение звукопроизношения сочетается с неправильной связной речью и её грамматическим оформлением( фраза аграмматична, есть ошибки словообразования и словоизменения, не используются или не правильно произносятся предлоги…), ограниченным словарным запасом. В этом случае речь идёт об общем недоразвитии речи. Такие трудности усвоения норм родной речи могут быть в следствии наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения, нарушения созревания  мозга (речевые зоны) под влиянием некоторых факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или первые годы жизни ребёнка.

    Чтобы избежать возможных ошибок в письме и чтении, нужно стараться скорректировать нарушения речи еще до поступления в школу. Возможно, ваш малыш в будущем выберет профессию связанную именно с хорошей речью!


Речь детей к двум годам:
1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).
5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это называется?», «Что это?».
6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50слов, а к 2 годам – 200-400слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4 слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».
8. В речи много глаголов в повелительном наклонении.
9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
10. Неустойчивое произношение многих слов:звук товыпадает, то заменяется, то произносится верно.
11. Нарушена слоговая структура многосложных слов(упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
12. У части детей слабый, тихий голос.

Речь детей к трём годам:
1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.
2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.
3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.
4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.
5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.
6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.
7. Понимает несложные сюжетные картинки.

Речь детей к четырём годам:              
1. Словарный запас достигает 2000 слов.
2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.
3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
4. Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и з собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

Речь старших дошкольников (5-7 лет)

1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности. 
2. Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
4. Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для восприятия.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

      Для успешного овладения письмом (его техникой) у ребёнка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

  1. Развитие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие (звонкие-глухие, мягкие-твёрдые, свистящие-шипящие, Р-Л-Й)
  2. Правильное произношение всех речевых звуков (отсутствие замен одних звуков другими)
  3. Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста:

- выделение звука на фоне слова (например: есть ли звук Р в слове РЫБА? А в словах ШАР, КАРТИНА)

-определение места звука в слове (начало, середина, конец. Например: В слове МАШИНА звук Ш находится в середине)

-выделение ударного гласного звука из начала и конца слова (Например: Какой первый звук в слове Аист?)

Впроцессе специального обучения по программе детского сада дошкольники овладевают и более сложными видами звукового анализа слов.

  1. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений (умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве), что необходимо для прочного усвоения зрительных образов букв.

 Чтобы избежать возможных ошибок в письме и чтении, нужно стараться скорректировать нарушения устной речи еще до поступления в школу. Возможно, ваш малыш в будущем выберет профессию связанную именно с хорошей речью!

Почему ребенок плохо говорит?

Вот наиболее частые причины:

1. Подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей.

Приложите усилия к тому, чтобы правильную речь Ваш малыш слышал чаще, чем дефектную. Так же важно следить за тем, чтобы при общении с ребёнком Вы избегали так называемого «сюсюкания». Помните, что аудиозаписи и мультфильмы не заменяют и не восполняют живого общения, для развития речи ребенка и формирования навыков связной речи необходим диалог.

2. Слабость мышц языка, губ или небольшое расстройство координации движений, т.е. ребёнок не может выполнять языком и губами точные целенаправленные движения.

Для того чтобы проверить не является ли это причиной неправильного произношения звуков, необходимо предложить выполнить ряд упражнений, которые Вы ему покажете.

Во время выполнения ребёнок должен видеть себя в зеркале. Лучше, если Вы представите всё в виде сказки, которую будете показывать вместе.

Упражнение в виде Сказки:

Жили-были Пузырь (надуваем щёки) и Соломинка (втягиваем щёки).

Утром Пузырь всегда улыбался (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы).

А Соломинка на него дулась (губы тянутся вперёд трубочкой), потому что тот не хотел умываться.

Они шли вместе чистить зубы. Сначала они чистили верхние зубки (широкий язык за верхними зубами).

Они очень старались и чистили их вправо, влево, внутри, снаружи (соответствующие движения широким языком).

Потом они чистили нижние зубки (повторение движений языком за нижними зубами).

В конце они полоскали рот (поочерёдное надувание щёк – губы плотно сомкнуты).

Наступало время завтрака. Соломинка ставила самовар, который пыхтел вот так (надувание обеих щёк одновременно, с последующим выпусканием воздуха через губы).

И жарила блины, вот такие (широкий язык лежит на нижней губе).

Лапоть с удовольствием ел блины (пошлёпываем губами распластанный язычок, получается звук «пя-пя-пя»).

Слизывая варенье с губы вот так (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Завтрак был таким вкусным, что Лапоть облизывался (кончик языка облизывает губы по кругу).

После завтрака Соломинка садилась шить, а Лапоть ей помогал. Он брал иголку (узкий язык вытянут вперёд) и пытался попасть в ушко ниточкой (узкий язык двигается вперёд-назад), но у него ничего не получалось (узкий язык двигается влево вправо).

Наконец-то, Лапоть вдевал нитку в иголку, и Соломинка пришивала пуговицы, с начала одну, потом вторую (кончик языка упирается то в одну, то в другую щеку).

Друзья шли на улицу качаться на качелях (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).

И кататься на лошадке (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки).

Если ваши опасения о слабости мышц подтвердились, то помогите ребёнку в их укреплении: давайте погрызть сухарики, мясо кусочками, выполняйте речевую зарядку. Не забывайте о мелкой моторике, она тесно связана с артикуляцией.

3. Плохо развит фонематический слух.

Ребёнок просто не слышит своего неправильного произношения, он думает, что говорит верно. Проверить это можно, попросив ребенка послушать ряд звуков и «поймать» (хлопнуть в ладоши) заданный. Пример: с ш ж в р ш з щ с… Или просим повторить ряд слогов: ба-па-ба, то-до-до!

4. Проблемы из-за особенностей строения артикуляционного аппарата.

Часто встречается короткая подъязычная уздечка. В норме она должна быть не короче 1,5 см, ребенок способен дотянуться кончиком языка до верхних зубов (рот приоткрыт). Её или растягивают, или подрезают. Высокое нёбо, неполный зубной ряд также может являться причиной неправильного произношения звуков.

Copyright © 2024 МДОАУ ЦРР №1 Rights Reserved.