Версия для слабовидящих
foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

Развитие ручной моторики

Необходимость развития моторики рук обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Морфологическое и функциональное формирование речевых зон совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции.

На подготовительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения рекомендуются различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Также проводятся упражнения общего характера, включенные в различные виды деятельности:

  1. Конструирование из кубиков домиков, башен и т.д., сначала по образцу, затем по памяти и произвольно.
  2. Раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек, кубиков).
  3. Составление предметных разрезных картинок. Сначала даются картинки, разрезанные на 2 части, потом на 3 и на 4. Первоначально складывают по образцу, в дальнейшем – по памяти.
  4. Складывание из палочек, бусинок геометрических фигур, изображений, букв.
  5. Обведение контуров предметных изображений.
  6. Раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами.
  7. Вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам.
  8. Наматывание ниток на катушку, клубок.
  9. Застегивание и расстегивание пуговиц, зашнуровывание.
  10. Работа с пластилином (скатывание шариков, жгутиков, расплющивание шариков, жгутиков в лепешки, самостоятельное творчество детей).
  11. Работа с мозаикой.
  12. Игра с крупой, злаковыми и бобовыми– высыпаем все в тарелку и просим ребенка выложить из горошка солнышко или из фасолин какую-либо букву и т.п.!
  13. Многократное сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  14. Многократное поочередное выполнение движений руки: кулак – ладонь – ребро.
  15. Поочередная смена положений рук: левая рука – кулак, правая – ладонь; затем наоборот: правая рука – кулак, левая – ладонь.
  16. С детьми проводятся пальчиковые игры.

 

Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук с целью улучшения качества речи:

-Коза (пальцы тренируемой руки зажаты в ку­лак, выпрямляются указательный палец и мизинец)

-Заяц ( пальцы зажаты в кулак, постепенно выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы: зайчик вытянул ушки)

-Коза-Заяц (попеременные движения руки)

-Три богатыря(большой палец руки удерживает мизинец, а указательный, средний и безымянный пальцы прямые)

    - Пальчики поздоровались ( кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным)

- Гусь (рука опирается на локоть, пальцы зажаты в ку­лак. Большой и указательный пальцы распрямляются и со­единяются в виде клюва)

-Кольцо(рука опирается на локоть, пальцы зажаты в кулак, сначала выпрямляются большой и указательный пальцы, соединяются в кольцо, остальные пальцы распрям­ляются и разводятся в стороны)

-Птичка (скрещиваются обе руки так, чтоб большие пальцы зацепились друг за друга, выполнять движения кистями рук вверх-вниз, имитируя взмахи крыльев птиц:  быстро-медленно)

-Солдатики(показ пальчиков из кулачка поочерёдно)

-Вилка(большой палец руки загнут в ладонь, а указательный, средний ,безымянный и мизинец  прямые)

-Очки(соединяем большой и указательный пальцы обеих рук и приближаем к глазкам, имитируя очки)

-Кулак-ребро-ладонь (быстрые попеременные движения обеих кистей рук на столе – в кулаке на столе - ладонь стоит ребром –ладонь опущена вниз-лежит на столе)

     -Посолим суп(пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие     движения)

-Захват карандаша большим и указательными пальцами, а также большим и остальными по-очереди

-Катание шарика/грецкого ореха по ладони и между пальчиками;

-Ходьба человечка (указательный и средний пальцы «бе­гают» по столу, сначала упражнение выполняется одной, затем другой рукой,  далее-двумя руками вместе)

 -Игра на рояле (дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1, двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5)

С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные «пальчиковые» игры.

«Пальчики»
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
Этот пальчик хочет  спать.      (Загибают мизинец.)    
Этот пальчик лег в кровать.     (Загибают безымянный палей.)
Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)
Этот пальчик уж уснул.            (Загибают указательный палец.)
Этот крепко-крепко спит.         (Загибают большой палец.)
Встали пальчики, ура.                        (Распрямляются пальцы рук.)
В школу нам идти пора.            (Указательный и средний пальцы левой руки 
«бегут» по столу.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

«Этот пальчик…»
Дети сгибают пальцы левой руки в кулак.
Этот пальчик – дедушка.     (Сгибают большой палец.)
Этот пальчик – бабушка.      (Сгибают указательный палей.)
Этот пальчик – папочка.      (Сгибают средний палец.)
Этот пальчик – мамочка.      (Сгибают безымянный палец.)
Этот пальчик – я.                   (Сгибают мизинец.)
Вот и вся моя семья.              (Разгибают пальцы.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.

Выбор упражнения, дидактического и речевого материала может определяется темой занятия. Так, например, подбираются контурные изображения (для раскрашивания, обведения, вырезывания, лепки) тех предметов, в названии которых есть отрабатываемый звук.

Упражнения по развитию ручной моторики необходимо проводить систематически в течение 3-5 минут.

Copyright © 2024 МДОАУ ЦРР №1 Rights Reserved.